Озёра скорости!

Репортаж Drom.ru с соляных озер Бонневилля — Рекорды скорости 2012

Соляные озера Бонневиля — объект поклонения любого человека, кто готов променять покой на скорость и адреналин. Именно здесь была установлена не одна сотня рекордов скорости, сюда стекались люди со всех уголков Соединенных Штатов, да и всего мира в целом.

Немного истории

История так называемых Salt Flats (дословно: соляных равнин) насчитывает более 100 тысяч лет.

Тогда при движении земных пластов образовалось огромное «средиземное» море площадью более 5000 квадратных километров. Со временем земная кора продолжала двигаться, ледниковый период закончился, а средняя температура на Земле значительно поднялась. Влага испарилась, поверхность стала ровной и необыкновенно твердой.

Первый раз нога белого человека ступила на Бонневильские озера в 1827 году, когда один из американских исследователей и путешественников прошел через соляные поверхности в поисках кратчайшего пути из глубины материка к Тихому океану.

Первые гонки были проведены там в 1896 году на… велосипедах. И максимальная скорость была установлена в 20 миль в час. Но уже в 1907 году на соляную твердь выехал первый автомобиль. А в 1914 в Бонневиле впервые установили рекорд скорости, правда, неофициальный. Этим рекордсменом стал Тедди Тезлафф, который развил скорость в 141,73 мили в час (228 км/ч).

В 1970 году произошло важнейшее событие для Бонневиля: Гарри Габелич на своем знаменитом «Blue Flame» с реактивным двигателем превысил рубеж в 1000 км/ч (1001,7). И это был не просто автомобиль, этот ракетообразный кузов проектировали и строили лучшие умы Америки.

Кстати сказать, в наши дни «Голубое пламя» можно увидеть в немецком «Зинсхайм Музее».

Про Бонневиль снято много игровых и документальных фильмов, но если вы хотите проникнуться духом — посмотрите «The World Fastest Indian» с Энтони Хопкинсом в главной роли.

Впрочем, Бонневиль это не только и не столько спорт и рекорды. Это необыкновенной красоты часть суши, окруженная горами, которые во время восхода меняют цвет с темно-фиолетового на ярко-оранжевый.

Про Вендовер, Юта

Один из главных организаторов Bonneville World Finals и один из старейших членов South California Timing Assosiation (SCTA) Майкл Стюарт (Michael Stewart) рассказал, что когда они первый раз приехали на соляные озера в 1967 году, никакого города Wendover, который сейчас раскинулся в пяти милях от соляных озер, не было и в помине.

Когда-то во времена Второй Мировой Войны здесь располагалась военная база и американский аэродром, от которых сохранились казармы и какие-то еще дополнительные помещения. Еще здесь располагалось производство взрывчатки, которой начиняли бомбы, предназначенные для военных самолетов. Что символично, именно с этого аэродрома взлетел самолет, несший в своем брюхе смерть для японского города Хиросима. Как нормальные люди, американцы стыдятся этого факта, и говорят о нем, инстинктивно понижая голос.

В том далеком 1967-м Майк и его товарищи останавливались в переоборудованных под мотель казармах, но жили по 8-10 человек в одной комнате, так как на всех места категорически не хватало, и по очереди стоя спали в углу, покачиваясь во сне… Последнее утверждение, конечно, метафоричное, но очень похожее на правду.

Строительство Вендовера началось в 70-е годы, причем первыми зданиями были не жилые дома или гостиницы, а казино. Вендовер входил в территориальную зону, где разрешены азартные игры.

Сейчас это небольшой, но очень симпатичный городок, застроенный двумя видами построек: это казино и дорогие отели для их посетителей или дешевые мотели для тех, кто приезжает покорять соль. И хотя автогонщики и их команды люди явно не бедные, но посещение Бонневилля обычно влетает в копеечку, поэтому на маловажных вещах вроде комфорта стараются экономить.

Стоимость участия

Вступительный взнос для всех участников составляет 425 американских долларов, если они регистрируются заранее, и 625 долларов, если регистрация происходит на месте. За изменение или добавление класса (участвовать можно в нескольких сразу) — +200 долларов. Многие команды привозят с собой несколько моторов на один автомобиль, и ездят сразу во всех возможных классах.

Помимо этого в затраты участников входят пропуска на автомобили команды, участников, расходы на бензин, проживание, питание и т.д.

В среднем стоимость участия команды с 1-2 автомобилями на мероприятие обходится в 4-5 тысяч долларов, иногда и больше (в зависимости от численности команды и ее запросов). Это без стоимости самого автомобиля, естественно.

Одно из условий участия — монотопливо. На World Finals всех обслуживает компания ERC, которая продает высокооктановое топливо по 12 долларов за галлон (3,785 литров), а нитрометан за 30 долларов за галлон. Сравните: на обычной заправке в США галлон бензина стоит 4,39 доллара.

В среднем за мероприятие автомобиль потребляет порядка 12 галлонов топлива.

Гонки и правила

В настоящее время в Бонневиле ежегодно проводится два крупных соревнования — в августе «Bonneville Speed Week» и в октябре «World Finals». Организатор — Southern California Timing Assosiation (SCTA).

Фиксирование рекордов происходит на оборудовании Chronologic, компьютеризированной электронной системе на основе инфракрасных излучателей. Погрешность измерений составляет всего одну тысячную долю секунды. При регистрации рекорда учитывается тип кузова (всего 33 типа), объем мотора (13 классов) и вид двигателя (всего 12). Помимо четырехколесных транспортных средств в заездах принимают участие и двухколесные, т.е. мотоциклы.

Самые главные (если можно так сказать) автомобильные колесные классы это лейкстеры (lakesters) — с открытыми колесами, и стримлайнеры (streamliners) — с закрытыми колесами. Именно эти автомобили показывают тут самые высокие скорости.

Однако помимо них сюда приезжают и самые обычные с виду кузова — седаны, купе и родстеры.

Все эти транспортные средства подготавливаются в соотвествие с техническими правилами, прописанными в регламенте соревнований, и иначе к участию не допускаются.

Самое крупное мероприятие — именно Bonneville Speed Week (Неделя скорости). В нем ежегодно участвует свыше 500 гонщиков со всего мира, и для соревнований подготавливают 4 скоростные дорожки, из которых короткая (для менее мощных ТС) составляет 4 мили, а длинная (для более быстрых) — 6 миль. На World Finals задействуют всего лишь 2 дорожки, также длиной 6 и 4 мили.

Люди…

Сказать, что это удивительные парни, значит не сказать ничего. Увлеченные люди вообще редко бывают дурными или злыми, а среди гонщиков такое тем более практически невозможно. Этих людей в принципе не так много, и они все знают друг друга и живут большой дружной семьей. При этом они всегда рады новым лицам и пускают к себе легко и без оглядки.

Майк Стюарт, главный организатор World Finals


Майк Стюарт слева

Инженер по дамбам и мостам, он всю свою жизнь проработал, строя гражданские объекты, а с середины 60-х в дни отпуска каждый раз уезжал в Бонневилль, тратя там на гонки все заработанные деньги. Поначалу, когда он только женился, его жена ездила с ним. Затем пошли дети, и тогда Майк уезжал на соляные озера один. После того, как дети выросли, она вновь присоединилась к своему мужу. Сейчас Майк уже на пенсии, у него оказалось больше свободного времени, которое он проводит на соляных озерах, занимаясь организацией соревнований и помогая SCTA.

Pork Pie, фотограф

Thomas «Pork Pie» Graf — самый преданный фотограф Бонневилля. Он ездит сюда на соревнования уже несколько десятков лет, знает всех организаторов, гонщиков, механиков, зрителей и фотографов, а главное — что и его знают все.

Самое интересное, что он утверждает, что Pork Pie это не кличка, а второе имя, которое ему при рождении дала мать. Качества его матери мы обсуждать не будем, но вот с тех самых пор его все так и зовут — Pork Pie или «свиной пирог».

Pork Pie единственный фотограф, у которого есть своя именная жилетка и которому дозволяется практически всё. Именно он и рассказал про главных гонщиков Бонневилля всех времен и народов. А таких несколько.

…машины и рекорды

Эдвин «Большой Эл» Тиг (Edwin «Big Al» Teague).

Биг Эл, по словам Порк Пая — величайшая легенда Соли всех времен. Этот человек до сих пор сам строит все свои машины, собирает моторы и ведет их к новым рекордам. За свою жизнь он 28 раз превышал скоростной барьер в 400 миль в час (640 км/ч), а в 1991 году он установил рекорд в классе Стримлайнеров, показав 409,9 миль/час. Этот рекорд до сих пор так и не был побит.

Джордж Потит (George Poteet)

Человек, установивший несколько рекордов на колесном автомобиле класса Стримлайнер с поршневым двигателем. Его автомобиль «SpeedDemon» известен чуть ли не больше его самого. На Неделе скорости в 2011 году он установил рекорд в 426 миль в час, а в сентябре 2012 он побил собственный рекорд, показав 439,562 миль в час (или 707,408 км/ч).

Дон Веско (Don Vesco)

Еще один легендарный гонщик Бонневилля, до сих пор удерживающий мировой рекорд для двухколесных транспортных средств. В октябре 2001 года установил рекорд и для колесных автомобилей с турбированным двигателем на своем «Турбинаторе», развив скорость в 458 миль в час (737 км/ч).

В этот раз

В этот раз, говорят, нам чрезвычайно повезло с погодой. В октябре в Бонневилле частенько идут дожди, и тогда вместо идеально белой и твердой поверхности получается коричневатая грязь. У нас же было солнечно, установилась вполне комфортная температура на уровне 80-85 градусов по Фаренгейту (это наши 25-30 градусов по Цельсию), нормальная влажность воздуха и небольшой прохладный ветерок, которые позволяли чувствовать себя нормально даже после прилета из октябрьской Москвы. А вот в августе, говорят, температура здесь поднимается до 40 градусов, влажность становится выше и жарит не по-детски.

Но по утрам было холодно, градусов 10 тепла, а то и меньше, и тогда возникало полное ощущение, что вокруг лежит снег, и мы находимся в ледяной пустыне…

На World Finals приехало порядка 160 участников. Часть из них, что называется, просто покататься, а часть по заявкам на рекорды.

Любопытно, что большинство автомобилей в Бонневилле сконструированы таким образом, что не могут стартовать сами, а делают это только с толкача, или, как это называют американцы, с помощью pusher. Роль пушера может исполнять кто угодно.

В этот раз мы видели внедорожники, грузовики и даже автобусы, ну а некоторые толкают повозку всей командой. Это тоже вариант.

Гоночная активность начинается рано утром. К 7 утра в лагерь (так называемый кэмп) приезжают участники, чуть раньше — организаторы. Лагерь располагается на уровне примерно 4-й мили от стартовой зоны. Примерно на этом же уровне расположена так называемая башня (tower), где стоит все телеметрическое оборудование, и сидят официальные лица.

Трасса размечена каждую милю большими розовыми прямоугольными полотнищами с указанием дистанции, еще имеются ходовые ворота — черные прямоугольники, которые помогают пилотам ориентироваться в пространстве. Еще 2 года тому назад вся дистанция была обозначена прямой черной линией, чтобы глазу было удобнее цепляться за ориентир среди белоснежного пространства, а пилоту — ехать по прямой.

Затем ее убрали по нескольким причинам. Во-первых, экология, а во-вторых, с помощью переносных конструкций гораздо удобнее смещать трассу в случае непредвиденных обстоятельств вроде аварий, появления обломков или другого мусора и пр.

Кстати, подобное мы наблюдали и в этот раз. Один из участников во время движения на большой скорости не справился с управлением, его автомобиль сначала раскрутило вокруг оси, затем он сделал несколько сальто через голову, оставив на протяжении метров 100 своего пути вырванные колеса и выломанные части кузова, приземлился на брюхо и загорелся. Пожарные и спасатели проявили чудеса скорости, оказавшись на месте через 10 секунд, и моментально потушив автомобиль. Водитель вышел из машины на своих двоих, был в шоке, но цел, за исключением сотрясения мозга и нескольких царапин. Организаторы очень просили не публиковать фотографии происшествия, поэтому мы делать этого не будем.

Но после этого случая быструю дорожку перенесли на несколько десятков метров в сторону и продолжили заезды. Кстати, по бокам трассы обычно собирается так называемый «поп-корн» — ошметки соляной корки, которые также помогают визуально выделять гладкую поверхность гоночной прямой.

Примерно в 8 утра стартуют заезды. Право заезжать первыми получают автомобили, заявленные на рекорд, затем после них — небольшая пауза и квалификация. В квалификации имеет право участвовать любой автомобиль, заплативший стартовый взнос. В последний день соревований проводятся World Finals. В принципе это то же самое соревнование, что и в предыдущие дни, только здесь уже выбираются лучшие из лучших.

К последнему дню заездов, по словам организаторов, остается только порядка 30% от всех участников. В этом году из 18 рекордных машин осталось 5 автомобилей и 4 мотоцикла.

Необычные участники

Каждый автомобиль на бонневилльской соли — это совершенно необычная постройка, результат инженерного искусства и воображения владельца и строителей. Длинные, короткие, похожие на ракету или автомобиль, кругленькие или вытянутые — все они в совокупности с окружающими невероятными пейзажами вызывают ощущение, что ты находишься в фантастическом фильме про марсианские колонии или что-то в этом роде.

Но и среди этих монстров есть конструкции, которые вызывают удивление даже среди привычных ко всему завсегдатаев Бонневилля.

SilverRod

Steam Speed America или Пароварка на колесах

В этом октябре на Бонневилльские озера пожаловал нестандартный автомобиль с паровым мотором.

Эксперименты с паровыми двигателями ставились еще очень давно, аж в 19 веке, но такие постройки зарекомендовали себя не слишком надежными и не очень быстрыми. Тем не менее, Чак Вильямс (Chuk Williams) сделал свою ставку именно на пар.

Его стримлайнер оборудован 3-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с., который приводится в действие с помощью пара. А пар вырабатывается в паровом котле с помощью маленького двигателя внутреннего сгорания, который использует уже обычное топливо. За гонку на 3 мили машины перерабатывает 3 галлона воды и 1 галлон бензина.

Однако, 3 октября, когда команда приехала в Бонневилль, «паровозка» еще не была полностью готова: отсутствовали внешние панели кузова, улучшавшие аэродинамику — доделать их просто не успели. Так и поехали: морда, хвост, сиденье, двигатель — и каркас вместо кузова. За несколько заездов, пока на машине не лопнул один из патрубков, Чак сумел показать скорость в 100 миль/ч (160 км/ч), однако для установления рекорда этого было недостаточно: предыдущий рекорд принадлежал англичанам, которые развили скорость в 149 миль/ч, и теперь надо было ее превзойти.

Почти сутки патрубок чинили и приводили все в соответствующий вид, затем опять вышли на старт. Паровозка разогревалась медленно, но верно, и все уже готовились к старту, когда опять случился казус: патрубок вновь прорвало, и струя густого пара ознаменовала очередной технический сход.

Так в этот раз Steam Speed America и не сумели побить английский рекорд.

Как сказал с грустью один из членов команды: «Вот что бывает, когда мало денег и времени…»

Представляем Bombshell Betty!

Была и еще одна машина на World Finals 2012, про которую просто нельзя не рассказать хотя бы несколько слов. Ее владелец, пилот, конструктор и строитель — Джефф Брок (Jeff Brock), архитектор по образованию и призванию, и он построил одну из самых красивых и необычных машин Бонневилля, которую когда-либо видел мир.

В прошлой жизни эта стальная красавица была Бьюиком 1952 года. Ее облегчили, «уронили», закаркасили, спрятали колеса, снабдили новыми узловыми агрегатами и облачили в новое тело. В августе 2010 года Bombshell Betty отправилась в свое первое путешествие в Бонневилль за рекордом. Первым рекордом для Бетти и Брока стала самая длительная в истории Бонневилля тех.инспекция: почти полдня члены комиссии изучали эту странную машину и пытались найти несоответствия требованиям. И нашли. И еще полдня Брок и его команда их устраняли.

И все же в нужный день и в нужное время они вышли на старт соревнований в классе «Competiton Coupe» для машин с рядными двигателями (у Бетти 8-цилиндровый биг-блок), и в результате все же установили свой первый рекорд — 133 миль/ч вместо предыдущего в 127 миль/ч. Дальше было еще несколько рекордов и, наконец, в этот раз — еще один: 165,380 миль/ч (265,54 км/ч)!

В качестве постскриптума. Сухое озеро El Mirage

Есть в Калифорнии еще одно место, где проводятся рекордные заезды на скорость той же организацией SCTA. Из чувства справделивости про него тоже надо упомянуть.

Эль Мираж не так раскручен как Бонневилль, прежде всего потому, что намного меньше его по размеру (в самой длинной части составляет всего лишь 6 миль, поэтому самые быстрые автомобили отправляются на более длинные дистанции в сторону Вендовера). Тем не менее, тут тоже устанавливаются различные рекорды. В том числе, именно здесь англичане установили рекорд на паровом автомобиле в 149 миль в час.

Мария Мельникова
Drom.ru

Читать полностью: http://info.drom.ru/tuning/21399/


Комментарии:

Комментариев нет »

No comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *