ПОТЕРЯННЫЕ ЛЕГЕНДЫ ДОНБАССА.

1 августа 2020 by Rexist II

Старт, Заря, Искра и Лань. Потерянные легенды Донбасса., изображение №1

Каждый из нас смотрел замечательный фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и был очарован микроавтобусом с длинным багажником, на котором уезжала Нина в исполнении Натальи Варлей.

Этим очаровательным микроавтобусом был «Старт» и производился он ни где-то на ГАЗе или МЗМА, а в Луганской области.

Северодонецкая авторемонтная база или сокращенно САРБ вместе с Северодонецким производственным объединением «Стеклопластик» в начале 1960-х годов начала разработку собственного микроавтобуса на базе Волги ГАЗ-21. Правление Хрущева дало больше возможности заводам для реализации своих идей и постройка «Старта» была идеей снизу, то есть конструкторов предприятия, а не по указке из Политбюро.

Автобус, производившийся во времена космической эры выглядел современно и даже футуристично. Имея пластиковый кузов, он включал в своем составе комплектующие от горьковской Волги ГАЗ-21, включая базу и подвеску. Кузов же делался из стеклопластика с деревянными усилителями боковин, крыши, окон и дверей. Конструкция была довольно крепкой, но не долговечной. Во время одного из испытаний микроавтобуса, его сбрасывали с 12-тиметровой высоты, однако никаких существенных повреждений нанесено автобусу не было.

Однако, из-за высокой прочности кузова, происходило возникновение статического механического напряжения из-за различия расширения между пластиком и деревом, а так же происходила усадка смолы и в результате чего, корпус автобуса деформировался.

Старт
Старт

Другим же представителем автомобильного транспорта, выпущенного на САРБ, стал легковой автомобиль «Заря». Как и «Старт», кузов у него был выполнен из стеклопластика и так же, как и «Старт», детали для нового автомобили поставляла та же родная и всеми любимая 21-я Волга.

«Заря» была в длину 5050 см, что немного длиннее «Волги» и могла развивать максимальную скорость в 130 км/ч. Кузов был выполнен в стиле купе имел две двери. Руководство САРБ планировало выпускать «Зарю» в масштабе около 50 автомобилей в год по цене 5 тысяч рублей, что по тем временам было довольно недорого, притом что «Волга» была на целую тысячу дороже.

Однако, особого энтузиазма у правительства стеклопластиковая «Заря» не вызвала и вроде как выпустили не больше 4 автомобилей. Живы ли экземпляры «Зари», неизвестно. Есть информация, что один автомобиль был зарегистрирован в Донецке, однако на этом его следы теряются.

Заря
Заря

Ещё одним интересным экземпляром Северодонецкой авторемонтной базы является автомобиль «Искра». Разработкой автомобиля занимался молодой инженер Николай Парафенко. Автомобиль, изготовленный, как и «Старт» и «Заря» на базе «Волги», тоже имел кузов из стеклопластика. Имея двигатель от «Волги», «Искра» могла разгоняться уже до 150 км/ч и была выпущена в количестве 11 штук в кузове купе и кабриолет.

К счастью, «Искру» не постигла такая же беда и одна из 11 машин все-таки известна. Несколько лет назад автомобиль продавался в интернете, где были выставлены современные фотографии автомобиля.

Искра
Искра

При участии Николая Парафенко в 1972 году на базе САРБ был выпущен еще один автомобиль под названием «Лань». Все та же конструкция Волги и стеклопластиковый кузов были у «Лани», как и у её предшественников. Мощность автомобиля составляла 88 лошадиных сил и по информации в интернете, был изготовлен единственный экземпляр, который продавался в интернете в 2015 году.

Лань
Лань

К сожалению, отсутствие финансирования, непродуманная полностью конструкция и конкурентность со стороны ГАЗа, похоронили надежды северодонецких конструкторов на производство собственных автомобилей.

Больше всего повезло «Старту». Он был выпущен в количестве 150 штук, ещё 10 штук было выпущено в Донецке под именем «Донбасс»и 20 в Луганске, около 70 автобусов было выпущено в Коростене, Житомирской области.

«Старт» выполнял работу маршрутных такси в Севродонецке, а так же выполян роль туристических автобусов для перевозки работников СПО «Азота» в Крым и Приазовье. Один из автомобилей работал в милиции, а один в Доме культуры.

Сохранившихся экземпляров «Старта» сохранилось очень мало и любое появление его на публике вызывает восторг и грусть, от несбывшейся мечты северодонецких конструкторов произвести красивые и футуристичные автомобили для народа.

©Сергей Попов

Ссылка на источник



Комментарии:

Комментариев нет »

No comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *