Отечественные Спорткары

18 сентября 2020 by Rexist II

Спортивный автомобиль в Советском Союзе. Обыватель, не очень хорошо знающий историю отечественного автомобилестроения, удивится, услышав про советские спортивные автомобили, выпускавшиеся не из переделанных Жигулей, Волг, Москвичей и Запорожцев, а в качестве самостоятельных моделей. И притом, очень качественных.

Первым отечественным спортивным автомобилем является дореволюционный Руссо-Балт С24/58. Построенный на базе двухместного Руссо-Балт 24, автомобиль имел невероятный по тем временам двигатель, мощностью 58 лошадиных сил и развивал скорость до 130 км/ч.

Руссо-Балт С24/58
Руссо-Балт С24/58

Автомобиль, отличался не только мощным двигателем и был скоростным, но и отличался высоким качеством. Высокое качество сборки автомобилей марки Руссо-Балт позволяло автомобилям не только участвовать в гонках, включая ралли в Монте-Карло, но и пройти тяжелые пути фронтовых автомобилей Первой Мировой и Гражданской войн.

С образованием СССР и созданием советской автомобильной промышленности, советские инженеры тоже начали пытаться создать спортивный автомобиль. И первым автомобильным заводом, на котором был собран уже советский спортивный автомобиль, стал ГАЗ ГЛ-1. Созданный в 1938 году в двух экземплярах,на баз ГАЗ М-1, первый советский спортивный автомобиль развивал скорость в 147 км/ч. Второй экземпляр «Гоночной Липгарта*»- так назывался этот автомобиль, был построен уже в 1940 году на базе ГАЗ 11-71 и уже развивал скорость в 161, 87 км/ч и имел двигатель мощностью 100 лошадиных сил.

К сожалению, оба экземпляра утрачены навечно и в 2006 году, фирма «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» ориентируясь на рисунок художника Александра Захарова и фотографии автомобиля воссоздала репликар автомобиля, который в данный момент находится в экспозиции музея ретро автомобилей на Рогожском Валу в Москве.

ГАЗ ГЛ-1
ГАЗ ГЛ-1

После войны, ГАЗ вновь решил создать собственный спортивный автомобиль, однако, теперь уже на базе ГАЗ-М20 «Победа». В 1951 году были построены три экземпляра автомобилей с двигателем мощность 105 л.с., который мог развивать скорость в 167 км/ч, а в 1955 году, обновленная и облегченная Победа СГ1М смогла достичь скорости в 180 км/ч.

ГАЗ СГ1М «Победа»
ГАЗ СГ1М «Победа»

Горьковский автозавод впоследствии построил следующую модель гоночного автомобиля «Торпедо» СГ2. Каплевидный кузов модели длинной в 6,3 метра был сделан из дюраля и алюминия, вследствие чего автомобиль получился очень легким, весом всего 1100 кг.

ГАЗ-Торпедо СГ2
ГАЗ-Торпедо СГ2

Ещё одним интересным экземпляром от ГАЗа был ГАЗ-ТР, то есть турбореактивный. Модель имевшая двигатель от самолета МиГ-17, в теории должна была развивать скорость в 700 км/ч и установить новый мировой рекорд скорости. Однако, из-за отсутствия у автомобиля специальных покрышек, автомобиль попал в аварию и был уничтожен.

ГАЗ-ТР
ГАЗ-ТР

Изготавливали спортивные автомобили и на заводах ЗиЛ и Москвич. Однако, обо всем по порядку.

Как и ГАЗ ГЛ-1, московский спортивный автомобиль ЗиС 101А-Спорт был изготовлен в 1938 году. Автомобиль, разрабатываемый молодыми конструкторами, был на базе представительского лимузина ЗиС 101 и даже смог получить одобрение Сталина и Кагановича. Однако, помешала война, единственный экземпляр погиб и лишь в 2012 году был воссоздан репликар, в точности повторяющий облик довоенного автомобиля.

ЗиС-101А
ЗиС 101А-Спорт

После окончания войны, в 1951 году конструкторы ЗиСа создали новую модель спортивного автомобиля под индексом ЗиС 112. Автомобиль, имел всего лишь одну переднюю фару, из-за чего его прозвали циклопом. Однако, это не помешало ему стать одной из легенд российского автоспорта.

Изначально имевший двигатель в 140 лошадиных сил, благодаря группе конструкторов Василия Родионова, спорткар получил новый двигатель мощностью уже 180 л/с и мог развивать скорость в 200 км/ч, а после облегчения кузова до 210 км/ч. В 1957 году, после получения нового двигателя, доставшегося от «членовоза» ЗиЛ-111, 112-й смог развить рекордную на тот момент скорость в СССР в 250 км/ч и завоевать несколько спортивных наград в СССР.

Как и предыдущие автомобили, судьба не пощадила этот красивейший суперкар и из пяти автомобилей, до наших дней не дожил не один.

ЗиС-112
ЗиС-112

Новый спортивный автомобиль от ЗиЛ, а ЗиЛ по моему мнению, всегда выпускал лучшие автомобили в СССР по части легковых автомобилей, начал разрабатываться ещё в 1957 году. Красивый автомобиль, внешне похожий на знаменитые Porsche 550, AC Cobra и Ferrari Testarossa, автомобиль не особо отставал от своих западных коллег. Так, ЗИЛ-112С имел максимальную мощность мотора в 300 л. с. и мог развивать скорость до 230 км/ч (в теории до 270), Porsche 550 во время гонок в Ле-Мане в 1957 году достигал максимальной скорости в 225 км/ч при мощности двигателя в 130 л.с., британская AC Cobra в третьем поколении имела в своем распоряжении 485 л.с. и мог достигать скорость в 290 км/ч, итальянская Ferrari Testarossa в разные года производства могла иметь мощность от 240 до 280 л.с.

Как видим, отечественный спорткар был не только не хуже иностранных аналогов, но и превосходил их по некоторым параметрам.

Как и все редкие автомобили, до наших дней дожил лишь один экзмепяр ЗиЛ-112С, который сейчас стоит в экспозиции Рижского мотормузея.

ЗиЛ-112С
ЗиЛ 112С

Производили советские спорткары и на заводе КИМ-МЗМА-АЗЛК. Так, в 1954 году, в экспериментальной цехе МЗМА был построен один единственный спортивный автомобиль Москвич-404-Спорт. Современный на тот момент автомобиль, мог достигать скорости в 156 км/ч и достигал мощности в 70 л/с.

Красивый автомобиль, созданный москвичевскими конструкторами, смог одерживать победу в чемпионате СССР по автомобильным гонкам в 1956 — 1959 гг.

Москвич-404-Спорт
Москвич-404-Спорт

Следующей спортивной моделью завода стала модель Москвич-Г1-405. Легкий заднеприводный автомобиль, мог развивать скорость до 203 км/ч. Однако, выпущенный в 1955 году в единственном экземпляре, автомобиль так и остался одной из легенд завода АЗЛК.

Москвич-Г1-405
Москвич-Г1-405

Следующим в семействе советских спорткаров от МЗМА, стала модель Г2, созданная в 1956 году, сделавшая сразу три всесоюзных рекорда скорости в классе 1100 см3 на длинных дистанциях 50, 100 и 500 км.

Москвич-Г2
Москвич-Г2

Следующая модель Г3, созданная для гонок типа «Юниор», вскоре после создания начала участвовать в гонках советской «Формулы-1»

Москвич-Г3
Москвич-Г3

Следующей моделью завода стала модель Г4. Выпущенная впервые в 1963, машина имела двигатель от Москвич-407, развивающим 75 л.с., а на обновленной модели Г4А, двигатель был уже от Москвич-412 и имел уже 95 лошадиных сил. Всего, моделей Г4 и Г4А было выпущено около 4 штук в период с 1963 по 1972 год, параллельно выпускаясь с новой моделью Г5.

Москвич-Г4
Москвич-Г4

Модель Москвич-Г5, имела такой же двигатель, как и у Г4М, форсированный мотор от Москвича-412 достигал мощности в 92 л.с. Со временем, мощность двигателя у выпускаемых позднее прототипов увеличивалась и достигала 124 л.с. Однако, отсутствие должной модернизации похоронило проект гоночных «Москвичей», дав дорогу их главному конкуренту «Эстонии». Сами же прототипы гоночных автомобилей «Москвич», сейчас находятся в музее АЗЛК.

Москвич-Г5М
Москвич-Г5М

Основным конкурентом «Москвича» на гонках была таллинская «Эстония», выпускаемая на Таллинском опытном авторемонтном заводе с 1958 по середину 1990-х годов. Автомобили «Эстония» строились как для советских гонок, так и для международных класс «Формула 3».

В принципе, марка «Эстония» была единственным в СССР автомобильным брендом, кто занимался спортивными гоночными автомобилями. АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ и другие, хоть и тоже участвовали в автоспорте, но основным профилем их был выпуск легковой и грузовой техники. Имевшая моторы от мотоциклов «Иж», а так же в некоторых моделях от автомобилей марок «Москвич» и ВАЗ, «Эстония» на протяжении полувека оставалась единственным спортивным брендом СССР.

Эстония
Эстония

Упоминая советские автомобили, грех будет не упомянуть восточногерманский Melkus RS1000, который выпускался с 1969 по 1979 год. Основой конструкции автомобиля был Вартбург 353, кузов был выполнен из полиэфирной смолы, двери в автомобиле открывались вверх, имея знаменитый тип «Крыло чайки», применявшийся на западногерманских Мерседесах.

Максимальная мощность составляла 70 л.с.,а в гоночной версии она достигала 100 л.с. Пробыв около десяти лет на конвейере и выпустив чуть больше ста экземпляров восточногерманский спорткар стал одной из легенд социалистического автоспорта, потомок которого производится и сейчас, правда в ограниченных количествах.

Melkus RS1000
Melkus RS1000
  • — Андрей Липгарт, главный конструктор ГАЗ

По материалам группы: Грузовичок из ГДР



Комментарии:

Комментариев нет »

No comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *