В одно касание

31 октября 2013 by Paul

К 50-м годам в американском автопроме окончательно утвердился классический гидромеханический «автомат» с планетарными рядами и гидротрансформатором. Управление трансмиссией, как правило, осуществлялось механическим селектором, обычно располагавшимся на рулевой колонке. Почему именно на рулевой колонке, а не на полу – большинство американских полноразмерников тех лет имели трехместный передний диван, и напольный рычаг оказался бы меж колен среднего пассажира.
50-е годы прошлого столетия – начало космической эры и бурного развития реактивной авиации. Мир по обе стороны океана всерьез увлекся футуристическим аэрокосмическими образами. Автопром от этой моды не остался в стороне – тут есть где развернуться. Цельнолитые самолеты на капоте, кили-«стабилизаторы» на задних крыльях, увенчанные факелами задних фонарей, стремительные обводы автобусов-«звездолетов»…


Кроме соответствующего внешнего облика, автопроизводители, прежде всего американские, задались целью удивить автолюбителей новыми, ранее невиданными «штучками». Как вам кнопочное управление трансмиссией? Более полувека назад, когда транзистор, основа сегодняшней электроники, только сделал первые шаги за порог лаборатории.
Во второй половине 50-х «Большая тройка» представила альтернативные устройства управления автоматической трансмиссией.
К 1956 модельному году Packard, уже терпящая кризис, подготовила новинку – систему управления трансмиссией Touch Button Ultramatic. На месте традиционного подрулевого селектора АКП или рычага МКП на рулевой колонке находился пульт с шестью удобными электрическими кнопками. Сверху “High”, “Drive” и “Low”, снизу “Park”, “Neutral” и “Reverse”. На коробке передач Ultramatic был установлен электропривод, на основе не много не мало, стартера. Кнопки управляли электромотором через систему реле и контактов, задававших фиксированные положения выходного вала привода. Система оказалась «сырой» и ненадежной. Прежде всего, при снятии с “Park” на уклоне, электромотор порой был не в состоянии освободить парковочный стопор трансмиссии, это требовало существенно большего усилия, чем в горизонтальном положении машины. В лучшем случае перегорал предохранитель системы, иначе горел сам электромотор, спасая предохранитель. Плюс традиционные для релейно-контактных систем проблемы с обгоранием и износом контактов, имевшие место уже с новья, и со временем только усугублявшиеся. Сразу после прекращения производства Touch Button Ultramatic, ее производитель Auto-Lite уничтожил всю производственную оснастку, что крайне затруднило ремонт системы. Вскоре и самого Packard не стало. Уже в наше время, современные трансмиссионные масла и доведенные до ума афтермаркетовские комплектующие сделали Touch Button Ultramatic на сохранившихся машинах более надежной. Кстати, тогдашняя ATF содержала… китовый жир! Сам Ultramatic был достаточной совершенной для своего времени АКП, единственной тогда имевшей блокировку гидротрансформатора, экономившую топливо на хайвеях. Touch Button входила в штатное оснащение Caribbean и предлагалась в качестве опции для других моделей Packard.

 


Chryisler и Ford реализовали кнопочное управление АКП иначе. Пульт с кнопками располагался на торпеде слева от руля. Дизайн был разнообразным, кнопки могли располагаться по кругу, вертикальным или горизонтальным рядом. Форма и расположение кнопок менялись из года в год. В отличие от Packard, привод управления был полностью механическим. Кнопки управления имели фиксацию, одновременно можно было нажать только одну кнопку, как на старых магнитофонах или радиоприемниках. Управляющее усилие на АКП TorqueFlite Automatic передавалось тросом, как и с обычным рычажным селектором. Механические кнопки имели больший ход и требовали некоторого усилия, зато система получилась очень надежной и применялась до первой половины 60-х. Такую конструкцию можно видеть на отечественной «Чайке» ГАЗ-13.

Но одна из самых необычных систем управления АКП, была, конечно, у пресловутого Edsel 1958 года. «Это Edsel. Он поместил переключение где ему положено быть». «Вы можете переключать, не отрывая руку от руля» — гласили рекламные слоганы системы Teletouch Automatic, представленной в 1958 модельном году. Кнопки управления трансмиссией были размещены на неподвижной ступице руля. Управление было электрическим, подобным паккардовскому. Система имела ряд эргономических и технических недостатков. Прежде всего, кнопки трансмиссии располагались на месте привычной кнопки клаксона. У большинства водителей была привычка в экстренной ситуации сигналить нажатием на ступицу руля. На Edsel это в лучшем случае могло привести к поломке коробки передач. Для защиты от одновременного включения режимов стоял блокировочный выключатель, позволявший одновременно включать только один режим. Моторедуктор располагался в неудачном месте между картером КП и выхлопной трубой и часто страдал от загрязнения. Так же, как и у Packard, не отличались надежностью реле и переключатели. В следующем модельном году Teletouch исчезла из каталогов Edsel, которой уже было не до мудреных конструкций.
К середине 60-х «зоопарк» в управлении трансмиссией «американцев» прекращен законодательно, была утверждена привычная последовательность P-R-N-D.

Евгений Тапыев



Комментарии:

Комментариев нет »

No comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *